Контрастная кайма на стыке различных яркостей
Очертания темного ряда домов на фоне более светлого неба кажутся, особенно по вечерам, обведенными световой каймой. Это можно объяснить, допустив, что глаз невольно совершает слабые движения, и яркие последовательные образы домов покрывают и «высветляют» окружающую часть неба. Однако этим эффект объясняется лишь частично; гораздо большее значение имеет ослабление чувствительности того участка сетчатки, который окружает освещенное поле.
«Однажды, сидя на лугу, я разговаривал с человеком, стоявшим немного поодаль; фигура его вырисовывалась на сером небе. Некоторое время я смотрел на него пристально и не отрываясь, а затем чуть отвел взгляд и увидел его голову, окруженную ослепительным сиянием».
Патер Беккариа, проводя опыты с воздушным змеем, заметил небольшое световое облако, окружавшее змей и привязанную к нему веревку. Если змей начинал двигаться быстрее, облако, казалось, отставало, и мгновение колыхалось взад и вперед.
Поразительным примером оптического контраста могут служить холмистые равнины: благодаря воздушной перспективе волнистые гребни с расстоянием становятся все светлее и светлее и, наконец, теряются в туманной дали. Каждый гребень кажется вдоль вершины темнее, чем вдоль подножья, причем эффект настолько убедителен, что его нельзя не заметить. И все же это лишь обман зрения, возникающий вследствие того, что каждый гребень окаймлен по вершине более светлой, а у подножья — более темной полосой. Для доказательства требуется лишь кусок бумаги, заслоняющий верхнюю часть пейзажа; этого достаточно, чтобы эффект контрастности пропал.