Свет И Цвет - » Последовательные образы

Свет И Цвет

Последовательные образы

Последовательные образы и контрастные явления

Точно как странник, который, взглянув перед самым закатом.

Прямо на быстрое красное Солнце, после невольно

Видит его и на темных кустах и на скалах утеса

Перед очами: куда бы ни кинул он взора, повсюду

Светит оно и качается в красках чудесных,

— Так перед Германом образ возлюбленной девушки

Плыл...

(Гете, Герман и Доротея, Песнь VII)

Во время этих наблюдений будьте очень осторожны! Не перенапрягайте глаза! Не проводите больше двух опытов подряд!

Осторожно взгляните на заходящее Солнце, а затем закройте глаза. Последовательный образ состоит из нескольких маленьких кружков, и это доказывает, что глаз должен был двигаться небольшими толчками даже то короткое время, пока длился наш взгляд. Кружки поразят вас своими малыми размерами, потому что благодаря непомерной яркости Солнце кажется нам во много раз большим, чем оно есть на самом деле; истинная его величина выявляется в последовательных образах.

Снова откройте глаза и вы увидите последовательные образы всюду, куда ни посмотрите. Чем дальше расположены предметы, на которые эти образы проектируются, тем больше кажутся сами образы. Конечно, угловой диаметр всегда остается неизменным, однако если вам известно, что один предмет расположен гораздо дальше другого, то будь они даже видимы под одинаковыми углами, вы, на основе повседневного опыта, подсознательно придете к заключению, что отдаленный предмет должен быть большим по своим размерам.

На темном фоне последовательный образ будет светлым (позитивный последовательный образ). Это можно хорошо наблюдать, если закрыть глаза и заслонить их рукой (что необходимо, поскольку веки просвечивают). Наоборот, на светлом фоне последовательный образ становится темным (негативный последовательный образ). Очень сильный свет приводит, вероятно, к местному возбуждению сетчатки, и впечатление сохраняется, причем в то же время уменьшается чувствительность этого участка сетчатки к новым световым ощущениям.

«Я всматривался в большое красное Солнце,

Так внимательно и пристально, как мог.

И повсюду, куда я смотрел потом,

Я видел солнца бледные и блеклые,

Они танцевали из-за каждого предмета,

Делая темный, угрожающий круг;

Они прыгали по земле, стене и прямо в воздухе,

Это было целое шествие солнц.

Они исчезали из моих глаз, но оставались в моем сердце.

Последнее, что я увидел.

Было что-то черное, нависшее надо мною»

Источники света, более слабые, чем Солнце, дают соответственно более слабые последовательные образы. Возбуждение на сетчатке ослабевает тогда спустя несколько секунд или даже долей секунды, и остается только утомление, так что можно наблюдать лишь обратный последовательный образ на светлом фоне.

Рассказывают, что людям, смотревшим в продолжение получаса на оранжево-желтое пламя очага, поднимающаяся Лупа казалась синей.

Вспышка молнии во время ночной грозы иногда позволяет наблюдать последовательный образ в виде тонкой черной змеевидной линии на фоне освещенной белой стены или на фоне слабого рассеянного света неба.

Если разглядывать горизонт, стоя в сумерки на берегу моря, непременно дождешься того момента, когда граница между светлым небом и темным морем перестает быть различимой. Это происходит благодаря тому, что чем дольше глаз возбуждается светом, тем слабее раздражающее действие последнего, так как сетчатка утомляется. Истинность этого заключения легко доказывается, если перевести взгляд чуть выше; негативный последовательный образ моря принимает форму светлой полосы на фоне неба. Если немного опустить взгляд, можно увидеть темный последовательный образ неба на фоне моря.

При цветных источниках света переходу белого в черное соответствует переход последовательного образа в дополнительный цвет: красный переходит в сине-зеленый, оранжевый — в голубой, желтый — в фиолетовый, зеленый — в пурпуровый, и наоборот.

Сумерки — лучшее время для наблюдения последовательных образов; все типичные примеры этих образов, приведенные у Гете, отмечены в вечерние часы. Глаз в это время спокоен, а контраст между светом на западе и тенью на востоке достигает наибольшей остроты.

Гете в своей «Теории цветов» пишет: «Когда однажды вечером я зашел в гостиницу, ко мне подошла хорошенькая девушка. У нее было ослепительно белое лицо и черные волосы, она носила алый корсаж. В смутных сумерках я пристально смотрел на нее, пока она стояла в некотором отдалении. Когда, спустя мгновение, она отошла, я увидел на противоположной белой стене черное лицо, окруженное ярким сиянием, и ясно очерченную фигуру в платье великолепного цвета морской воды» *.