Свет И Цвет

Контрастная кайма на стыке различных яркостей

Последовательные образы и контрастные явления

Очертания темного ряда домов на фоне более светлого неба кажутся, особенно по вечерам, обведенными световой каймой. Это можно объяснить, допустив, что глаз невольно совершает слабые движения, и яркие последовательные образы домов покрывают и «высветляют» окружающую часть неба. Однако этим эффект объясняется лишь частично; гораздо большее значение имеет ослабление чувствительности того участка сетчатки, который окружает освещенное поле.

«Однажды, сидя на лугу, я разговаривал с человеком, стоявшим немного поодаль; фигура его вырисовывалась на сером небе. Некоторое время я смотрел на него пристально и не отрываясь, а затем чуть отвел взгляд и увидел его голову, окруженную ослепительным сиянием».

Патер Беккариа, проводя опыты с воздушным змеем, заметил небольшое световое облако, окружавшее змей и привязанную к нему веревку. Если змей начинал двигаться быстрее, облако, казалось, отставало, и мгновение колыхалось взад и вперед.

Поразительным примером оптического контраста могут служить холмистые равнины: благодаря воздушной перспективе волнистые гребни с расстоянием становятся все светлее и светлее и, наконец, теряются в туманной дали. Каждый гребень кажется вдоль вершины темнее, чем вдоль подножья, причем эффект настолько убедителен, что его нельзя не заметить. И все же это лишь обман зрения, возникающий вследствие того, что каждый гребень окаймлен по вершине более светлой, а у подножья — более темной полосой. Для доказательства требуется лишь кусок бумаги, заслоняющий верхнюю часть пейзажа; этого достаточно, чтобы эффект контрастности пропал.