Цветовой контраст
Во многих случаях, когда вокруг нас преобладает какой-либо один определенный цвет, дополнительный цвет кажется подчеркнутым резче. Иногда это можно объяснить так же, как контрастную кайму, а именно — невольными движениями, которые постоянно совершает наш глаз. Однако гораздо более важную роль играет здесь то, что участки сетчатки, возбужденные преобладающим цветом, ослабляют чувствительность соседних участков к этому цвету. Получается так, как если бы наш глаз стал чувствительнее к дополнительному цвету, который в результате производит впечатление большей свежести и насыщенности. В этом аспекте цветовой контраст можно рассматривать как еще один пример общего закона, согласно которому цвет и яркость поддаются оценке только по отношению ко всему комплексу изображений, возникших на сетчатке.
Отмечалось, что на дворе, мощенном серым известняком, пробившаяся между плитами трава приобретала изумительно красивый зеленый цвет, когда вечерние облака отбрасывали на плиты едва различимый красноватый отблеск.
Если идти лугом при относительно ясном небе, то со всех сторон преобладает зеленый цвет, и стволы деревьев и тропинки кажутся красноватыми. Серое здание кажется красноватым, если смотреть сквозь зеленую штору. Морские волны окрашены в великолепный зеленый цвет, и теневые участки кажутся пурпурными.
В очень редких случаях планеты проходят очень близко к ярким звездам. Однажды белая звезда а Девы рядом с оранжево-красным Марсом казалась голубовато-стальной.
При керосиновой лампе или при свечах, дающих красноватый оттенок, свет Луны или дуговых ламп представляется зеленовато-синим. Этот контраст особенно нагляден, если источники света не слишком сильны, например, если одновременно наблюдать в воде отражения Луны и пламени газа.
«Казалось, что и голубые лучи Луны светились каким-то неземным глянцем над пламенем пожаров и войны» (Д. Мережковский, Леонардо, X, гл. 8).
Люди, которым пришлось хотя бы в течение получаса смотреть на оранжевое пламя пожара, видели, что Луна приобретала голубой оттенок. Если вечером погулять хотя бы в течение 10 минут с голубым затемненным фонарем, то небо и стены домов будут казаться нам оранжево-красными. Полосы на Земле от солнечных лучей, проникших сквозь зеленую лесную листву, кажутся нам чуть розовыми по сравнению с общим зеленым фоном леса.
Леонардо да Винчи отмечал, что «черные одежды заставляют тело на изображении человека казаться белее, чем в действительности, белые одежды заставляют тело казаться темным, желтые одежды заставляют его казаться цветным, а в красных одеждах оно кажется бледным».
Цветовой контраст исчезает при большом различии яркостей. Это можно отчетливо наблюдать вечером, в сумерки, когда темные ряды домов вырисовываются на фоне ярко-оранжевого западного неба. На расстоянии видны лишь однотонные темные силуэты; все детали и различия в яркости пропадают. Так же очерчены ветки и листва деревьев; они похожи на темный бархат, собственные их цвета исчезли. Этот факт нельзя приписать тому, что само по себе освещение является слишком слабым, поскольку в то же время цвет любых предметов на Земле различается ясно.
После прогулки по снегу, в продолжение которой нас несколько часов окружало только белое и серое, все другие цвета кажутся нам особенно насыщенными и теплыми. Наши глаза «отдохнули от цвета».
«Впрочем, эти явления встречаются наблюдателю повсюду и вызывают даже раздражение»,— говорит Гете в «Теории цветов».